Вам может показаться странным, что полвека назад в США из бумага делали вагонные колеса. И все же, несмотря на то, что бумага кажется материалом с необычными свойствами для такого применения, ее использовали на железной дороге, почти 90 лет.
Такая идея необычных вагонных колес, пришла в голову бывшему машинисту Ричарду Аллену, он ее запатентовал в 1869 году. Ричард Аллен владел бумажной фабрикой именно поэтому, для него эта идея была хорошо выгодна, так как кроме патента он еще и зарабатывал на продаже колес. Конечно, вагонные колеса делались не полностью из бумаги, из бумаги делали только диски, а ступицы и обода, как и прежде были из метала. Диски представляли собой многослойный, склеенный картон стянутый болтами. Технология изготовления дисков, была очень долгой. Первым делом вырезались картонные диски, диаметром большим, чем надо. Далее брали 3 кружка и склевали клеем из муки и ставили под пресс с давлением 650 тонн. Затем брали три склеенных, опресованых диска вновь их склевали, и ставили под пресс. Далее после опресовки, диски сушили при достаточно высокой для бумаги температуре в 500 градусов по Цельсия. Сушка длилась около двух месяцев. Для одного колеса нужно было взять где то 160 кругов из картона. Толщина готового блина 10-12 см. Чтобы придать изделию нужной формы, его обтачивали на токарном станке, и прессовали в обод. Для защиты от влаги, диск дополнительно покрывали 2-3 слоями масляной краски, и наконец поверх всего бутерброда давали тонкий лист метала, и стягивали болтами.
Для испытания компания Пульмана в 1870 году заказала несколько колёс. После успешной проверки этими колесами оборудовали пассажирские вагоны. Бумажные колеса имели некоторые преимущества, они меньше шумели, и смягчали удары и тряску, что делало езду мягкой. В дальнейшем использование вагонных колес из бумаги росло, и к 1886 году железная дорого США насчитывала около 115 тысяч бумажных колес. Из за неблагоприятного и сурового климата, бумажные колеса, на железной дороге в России, не использовались.
Но как всегда всему когда то приходит конец, тоже самое и случилось с ноу-хау на железной дороге в США. Конец еры бумажных колес наступил тогда когда, в место дерева в вагонах начали применят метал. В итоге вес вагона возрос, а с ним и возросли нагрузки на колеса, что привело к авариям. Компания Пульмана все же отстаивала применение бумажных колес, настаивала на том, что виной всему плохой уход за колесными парами. Но управление железной дороге в 1915 году все-таки запретило использование таких колес. Но несмотря на запрет бумажные колеса, продолжали крутится, но уже внутри завода на узкоколейке, в компании по производству вагонов. Окончательный пробег бумажных колес закончился в 1960 году.